Будусов Виктор (wanderv) wrote,
Будусов Виктор
wanderv

Categories:

Крайние Европы

По делам служебным слетал пару недель назад в командировку в столицу Португалии Лиссабон. Т.к. я там проходил обучение, то сильно уставал. так что не ждите каких-то туристической информации. Не до туризма нам было. Поэтому расскажу про португальцев и про их жизнь и работу, по крайней мере то, что удалось увидеть.

1. Город.

DSCN6752
Улица Лиссабона. Бульварчик посередине полностью заставлен машинами. Интересно, что эта улица с левосторонним движением и таких бульваров немало, хотя все нормальные улицы правосторонние.

Лиссабон кажется не слишком большим городом (население около 550 тыс.чел.), да и не слишком крупный аэропорт (хотя, конечно, не чета пермскому сараю) прямо в черте города (до аэропорта даже метро идет!) намекает. Однако вокруг города большая агломерация размером под 3 миллиона! Учитывая, что все население Португалии 10 миллионов, получается столичная агломерация содержит более четверти населения. Представьте, что в Москве и вокруг жили под 40 миллионов человек :). Думаю, вся остальная страна с трубой сильно пониже и дымом пожиже.

Поэтому по сути Лиссабон - это центр крупного миллионника, размером почти в Питер. И, кстати, на Питер город несколько и похож. Но разве что по сравнению с остальными российскими городами. Лиссабон типичный европейский город с неширокими улицами, теснотой и домами, смыкающиеся в квартальные кольца. Видно, что страна небогата, хотя фасады стараются держать в чистоте, но там и сям обшарпанность проступает. Нередко попадаются унылые граффити (в основном дурацкие тэги). Во внутренние дворы лучше вообще не заглядывать.

Архитектуру города стараются выдерживать в едином стиле, точнее в двух: под старину и современные, но смотрится все равно приятно. У нас, к сожалению, выдерживание композиции мало где. Дома, как правило, не очень высоки, но имеют еще и несколько подземных этажей. Распространены лифты для авто на подземные парковки. Думаю, такие кварталы подошли бы в случае центров крупных региональных городов России.

DSCN6753
Казалось бы разнобой, но когда идешь по улицам все кажется стильным и единообразным.

Дороги неплохие, но есть и ямы, что странно, учитывая каменистость почвы. Ямы не в смысле провалов и дыр в асфальте, а скорее крутые волны. Видно, что деньги экономят и сильно. Тротуары в основном мостовая из камней. Дамам на высоких каблуках там ходить очень грустно, поэтому единственной девушкой на каблуках, кого я видел, была наша коллега с Украины :). Из-за этих каменюк довольно таки грязно, несмотря на практическое отсутствие природной грязи (газонов почти нет, кругом асфальт и камень). Все из-за многочисленных окурков, бытового мусора, застревающего между камнями и т.п. В Москве, я б сказал, почище. До кучи вечерами на тротуары выкатывают контейнеры с мусором буквально даже на центральных улицах. Запашок-с однако. :(

Общественный транспорт не бог весть. Автобусы редки. Как и трамваи. Сеть метро не слишком обширна. Метро в целом сильно уступает московскому. Перегоны небольшие, паузы при этом между поездами от 5 минут и больше. Интересно, что перроны не общие, а раздельные, друг напротив друга. Чтобы перейти с одного на другой, придется подняться и спуститься. Стоимость поездки 1,4 евро. В вагонах станции не объявляют, надо высматривать названия при торможении или на редких дисплеях.

Машин довольно много, но существенных пробок мало. Улицы все заставлены машинами (Варламову на заметку: без платной парковки!). Есть немало небольших бульваров (по сути цепочка деревьев с узким тротуаром), все они тоже полностью заставлены в т.ч. тротуар. Интересно, что португальцы, как и русские, предпочитают крупные машины, только больше упирают на универсалы и паркетники. Жыпов и внедорожников почти нет :). Маленьких городских машин мало. Видно, что машины они тоже любят, не в пример французам.

2. Люди.

Если уж речь выше пошла о сходствах русских и португальцев, то стоит продолжить, т.к. неожиданно у этих двух народов на противоположных краях Европы много общего. Вот, eednew удивляется, что португальцы русских сразу отличают. А европейцы, кстати, часто путают португальцев и русских. Хотя внешне народы довольно сильно отличаются. Португальцы все же южный народ, пусть типаж и не так ярко выражен, как у итальянцев, к примеру. Особенно у мужчин, которых легко спутать с французами по лицу. В отличие, кстати, от женщин, которые больше напоминают армянок - смугленькие, маленькие. В общем, глаз там радовала мне только украинка из Винницы :). Хотя вот коллега из Челябинска, наоборот, млел именно от португалок. Суровы в Челябинске мужики! :D

Скорее всего путают русских и португальцев из-за языка. Удивительным образом португальский звучит очень похоже на русский. Казалось бы, где романский язык и где славянский. Однако сама мелодика (в т.ч. расстановка ударений) языка очень похожа, кроме того основные используемые звуки в основном такие же, как и их произношение. Отсюда, кстати, и схожие акценты английского, в результате чего понимание португальского произношения английского просто прекрасное. Не то, что звуки, даже набор слогов практически такой же. Многие слова заканчиваются на -еш, -ош и т.п., как у наших глаголов. Когда португальцы говорят где-нить на заднем фоне, постоянно кажется, что кто-то рядом говорит по русски, а потом прислушиваешься, нет, не русский. Как будто взяли русские слова, перемешали слоги и получился португальский. Забавно, что в результате такой рекомбинации нередко получаются слова, ну очень похожие на русские, только с совсем другим значением. Типа "о бригаду" (означает спасибо), "давай" или "поселуешь".

DSCN6757
Те самые внутренние дворы кварталов, в которые лучше не заглядывать.

Мистическим образом на языке сходства далеко не заканчиваются. Большинство португальцев одевается незатейливо, как и русские, полно людей в куртках, в т.ч. кожаных. Джинсы, свитера. Какой-нить вице-президент компании вполне может выглядеть, как переодетый в клерка пацанчик с раёна в летах, а руководитель крупного проекта расхаживает в кроссовках, джинсах и толстовке. Также русским часто пеняют за угрюмое выражение лица, мол, все цивилизованные народы keep smiling. Не все. Португальца, если он не в компании, тоже редко увидишь улыбающимся. Мы прилетели в воскресенье, 29 ноября, и успели попасть на какое-то местное празднество. Так вот шло оно ну точь-в-точь, как какие-нить городские праздники в Перми или Москве, даже старенькие ветераны чего-то пели явно патриотическое и пафосное. Может схожесть языков влияет? :) Хотя возможно дело совсем в другом, например, длительной английской дрессировке :).

Интересно, что и история 20 века во многом похожа. В начале века случились крушения монархий, причем по очень схожему сценарию, далее революционное кувыркание (только у нас левое, а у них правое), сидение под диктатурой, наконец, "геополитическая катастрофа". Кстати, уход из колоний упоминался не раз в разговорах, так что, видимо, и у них еще национальные чувства болят, хотя случился он вообще в 70-е. Интересно, не с этой ли схожей траекторией связано известное "догнать Португалию"? Так сказать, одна криптоколония посматривает на другую. :)

В целом же видно, что люди живут по европейским меркам небогато, но с достоинством. Тихо и спокойно. Цены в целом заметно повыше, чем у нас, видно, что очень много импорта, кроме разве что еды. У страны огромный долг (уже вроде больше ВВП), из-за чего, как мне рассказывали, работающим добавили новый налог, буквально на выплату внешнего долга. Наверное, и правда, такого же хотели бы и от нас (и желательно, чтоб еще с нарезкой на страны по 10-15 миллионов, ага) в конечном итоге. Но это сильно вряд ли :).

3. Домой.

Из Португалии, на мой взгляд, кроме сувениров имеет смысл везти только алкоголь и сыры. Алкоголь там дешевле (!), чем у нас, при этом есть отличные местные вина - порто, мадейра и т.д. Без порто уезжать из Португалии должно быть просто стыдно! Также там хорошие сыры, которые у нас сейчас стоят очень дорого. Опять же получается, сыры такой категории там дешевле. Все остальное, там вполне обычное и дороже. Мясо обычное, пробовал я их стейки и хамоны. Ничем не лучше нашего мяса. Вообще, регулярно натыкаюсь на какие-то фантазии, что мол, у нас вся еда какая-то дрянная химия, а уж в Европах то куда лучше по качеству. Ничего подобного не заметил. Забавно, что португальцы тоже едят сало, что послужило предметом спора португальцев и украинцев, чьё лучше. В итоге договорились, что мужичок из Киева привезет сала и  все вместе устроят соревнование :).

DSCN6758
Лиссабонцы очень любят отдыхать на балконах, даже во время обеденного перерыва, который, кстати, может занимать пару часов. Вообще перерабатывать совершенно не в их характере. Прийти поздно, уйти рано, обедать два часа - это норма!

Всякие вещи (одежда, обувь, игрушки и т.д.) все то же самое, что и у нас, только дороже. С огромным трудом нашел там португальские елочные игрушки и то, оказалось, что только дизайн местный, производство, конечно, Китай. Неудивительно, что у них такой внешний долг. В итоге, кроме шариков на елку ничего не покупал.

Забавный момент был на обратном пути. Туда и обратно летел с тремя пересадками: Пермь - Москва - Париж - Лиссабон. Париж мне так и не удалось увидеть, хотя бы из самолета. То просплю, то не та сторона. На обратном пути разница между прилетом и вылетом была всего 50 минут. Причем в разных терминалах, а между терминалами надо на автобусе перемещаться. Тем не менее мы успели, а вот наш багаж нет. Как позже выяснилось, французы решили, что мы все равно не успеем пересесть и чего, мол, нам без багажа то лететь. Ну, и оставили. Сервис, блин! Впрочем, Аэрофлот мне домой через день после возвращения в Пермь привез багаж курьером за свой счет.

А еще от Москвы до Перми я летел на суперджете. Вполне норм самолет, немножко поудобнее боингов и эйрбасов. Но есть и минус, я сидел возле двигателей и вибрация от них ощущалась, соответственно и шум громче. Правда, перед вылетом случился небольшой конфуз еще. Экипажу пришлось перезагрузить самолет :), в смысле бортовой компьютер. Заняли все эти процедуры минут 15, 5 из которых все сидели в темноте. Ну, бывает! Все равно молодцы, что сделали самолет вполне достойного уровня. Так что это все пропальщицкие фантазии, что этот самолет никому не нужен и никто на нем не летает.
1
А это я. За спиной типичная лиссабонская улица - мостовая и машины кругом.
Tags: Португалия, мир, работа, русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments