Будусов Виктор (wanderv) wrote,
Будусов Виктор
wanderv

Categories:

Europa Universalis 4: Art of War & El Dorado

Заглавная серия парадоксов продолжает обрастать мясом. Со времени моего последнего поста по ЕУ4 вышло 2 дополнения и несколько патчей, последний  из них был посвящен Международному женскому дню (который, как сообщают отдельные душевнобольные, никто в "цивилизованном мире" не празднует) и добавил 100 исторических женщин в игру. Но это одно из самых мелких дополнений за последние полгода.

eu3
Видите маленькое фиолетовое пятнышко в Крыму? Это один из самых сложных стартов - православное княжество готов Феодоро.

Дополнение Art of War не имело тематики и добавляло улучшения в самые разные части игры. Главным из них можно считать выросшую детализацию карты - появилось множество новых провинций и новых государств\племен. В этом дополнении и последующих патчах довели до ума систему восстаний и недовольства, грамотно сочетая ее с новой системой региональной автономии. Теперь в игре не просто унылый процент риска восстания, а система постепенного нарастания недовольства в целом. Недовольные объединяются в условные фракции (крестьяне, какие-нибудь завоеванные националисты, религиозные меньшинства и т.д.). Недовольство в провинциях наращивает мощь фракции и, если за ней не следить и не принимать меры, то рано или поздно разразится полноценный майдан. Мало того, для катастроф, типа гражданской войны или Смутного времени, появились понятные механики. Вместо ивента по определенным условиям и с неким шансом теперь похожая на восстания система постепенного нарастания условий для катастрофы. Т.е. не просто, играли себе спокойно и вдруг крестьянские восстания, а, во-первых, видно из-за чего это может случиться, во-вторых, видно, запущенная уже стадия или еще можно попытаться увернуться от беды.

eu4
Крестьянская война пока не грозит, но недовольство у болгарских и эпирских националистов, а также православного меньшинства, уже тлеет.

Второе дополнение El Dorado уже является тематическим и, несложно догадаться, посвящено Латинской Америке. Сначала я скептически отнёсся к выбранной теме (опять Америка?!), однако, поиграв, могу заявить, что это одно из лучших тематических дополнений за всю историю серии. Основные фичи:

1. Добавили три новых религии для ацтеков, майя и инков (и всех их разделили на более мелкие гособразования). И у каждой религии сделали свои механики, которые скорее напоминают эдакий глобальный квест, призванный занять игрока до встречи с европейцами. Общая для всех трех религий схема такова: есть 5 реформ плюс последняя реформация религии, доступная после проведения основной пятерки. Проведение реформы требует определенных условий и приводит к печальным последствиям. Например, ацтекам необходимо иметь 5 вассалов и низкий показатель обреченности (уникальная хар-ка для ацтеков), после проведения реформы все вассалы отваливаются и их снова надо завоевывать. Параллельно этому у ацтеков постоянно нарастает обреченность (doom), которая не дает нахапать много провинций, т.к. каждая провинция увеличивает ежегодный прирост обреченности. Когда этот показатель достигает 100, у ацтеков наступает конец света и правящая династия приносится в жертву, а в стране воцаряется бардак. У других религий другие механики.

2. Исследование теперь выдается в виде миссий флоту с исследователем и отряду с конкистадором. Впрочем, сухопутной армией с конкистадором можно управлять и по старинке. А вот открывать океан уже только миссией. Причем нельзя, сидя, в Шотландии, сразу отправить корабли в Индию. Доступные регионы находятся в определенном радиусе, т.е. придется  устраивать перевалочные базы. Конкистадором можно управлять вручную и исследовать, что нужно, но можно и отправить в охоту за Эль Дорадо. По сути это тоже миссия по открытию карты, но в процессе происходят различные события, как полезные, так и не очень. Что будет, когда Эль Дорадо таки найдешь, пока еще не знаю :), полагаю, много-много золота.

3. Корованы! Да, их, наконец, ввели в игру. Золото, добытое в колониях, не идет сразу на счет, а только копится в этих самых колониях. Его еще нужно переправить в метрополию, т.е. погрузить в транспортные корабли и отправить домой - это делается автоматически по достижению некоего значения. По дороге, конечно же, караван может быть ограблен пиратами. Правда вот грабежа другой державой пока еще нет. Зато есть еще одна миссия флота - охота на пиратов. Появились и наземные караваны, но смысл у них другой - это скорее еще один способ трансфера торговли из узла в узел.
eu2
У майя нет обреченности, но требования к реформе очень жесткие.

Кроме латиноамериканских новшеств ввели еще несколько новых фич, позволяющих разнообразить геймплей. Старички помнят, что в первой ЕУ был сценарий "Фантазия" с пустой картой и несколькими стартовыми странами. Его вернули, но в гораздо более интересном виде - в сочетании с Nation Designer - новым инструментом, позволяющим создать нацию, выбрать ей религию, культуру, герб, флаг, монарха, расположение и набор провинций и национальные идеи. Причем эта штуковина может быть использована и в регулярной кампании. Т.е. можно прямо среди существующей державы вырезать свою нацию мечты :). Несомненно, это позволит создавать очень интересные и более сбалансированные мультиплеерные партии. Появилось и несколько новых настроек партии. Например, случайная базовая величина налога для каждой провинции или вообще рандомная карта (физическая карта провинций та же, но вот государства сформированы случайным образом). В общем, игра все больше и больше наступает на серию Цивилизаций, рандомность которых была одной из основных фишек.

В целом, могу сказать, что ЕУ4 уже набрала достаточное количество фич, чтобы ее геймплей не смотрелся бледно на фоне СК2. При этом нет нарастающей легкости, как в СК2. Это частое дело в слишком усложненных играх. Добавив множество возможностей, разработчики, как правило, не успевают научить ИИ ими пользоваться, вследствие чего ИИ становится игрушкой для битья. В ЕУ4 же сложность скорее повысилась, ИИ дает жару. Да и после формирования более-менее крупной державы обычно в ЕУ4 неприятности только начинаются, тогда как в СК2 обычно ты уже делаешь, что хочешь. И, если раньше, я бы посоветовал сначала начать с ЕУ4, а затем продолжить более сложной СК2, то теперь все наоборот, сначала лучше потренироваться в Средневековье, а потом уже приступать к взрослой борьбе в эпоху Возрождения. Если вы позабросили игру, то сейчас можно возвращаться. Новые дополнения заметно улучшили геймплей и игра теперь может бросить вызов.

Удачи творцам альтернативной истории!
Tags: игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments